?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Заметки фотографа 5. Модель-релиз. Зачем он нужен? Должен ли я его подписывать?
tvorit
Вокруг этой темы много вопросов и непонимания. Давайте разбираться насколько страшен этот зверь?



Недавний пример из личной практики:

Выполняла заказ на фотосъемку для наполнения фотографиями сайта услуг по детскому творчеству.

Когда обсуждали что именно хочет клиент, количество, объемы и сроки, я сообщила, что заказчику необходимо обеспечить подписание модельного релиза со стороны родителей для всех фото, где присутствуют лица детей.

Изначально вопросов это не вызвало, мы согласовали остальные моменты, я начала работать и уже мысленно рисовала себе смогу скоро похвастать очередным красивым выполнением фотозаказа.

Я должна была приехать дважды к разным группам для того, чтобы фото были разнообразнее и чтобы учесть все пожелания по контексту.
Во время первой фотосъемки кроме меня снимал еще фотожурналист. Фокус делался на фото "без лиц", однако, много фотографий было и с лицами довольных, занимающихся любимым делом малышей, что конечно это смотрелось бы на сайте и планируемом в печать календаре гораздо выгоднее. Показав предварительный результат, я спросила статус подписания модельных релизов.
В ответ последовал первый тревожный звонок: "...я проконсультировалась и поняла что нет причин мне это делать: я ваш заказчик, модельный релиз никто из моих знакомых фотографов не запрашивает никогда и журналист об этом ни словом не обмолвился, вы же на съемке дня рождения не требуете от гостей подписывать подобное?".

Я отправила массу разъяснений с примерами, объяснила риски размещения на сайте фото с детьми без согласия родителей, сказала что в том числе и с календарем могут возникнуть проблемы. В ответ получаю подписанные релизы от 10-ти родителей с комментариями заказчика: "и что со всем этим делать, как понять чьи дети где"? Разобраться с этим я предложила через закрытую галлерею, где можно отметить снимки и прокомментировать "можно/нельзя использовать/хочу получить в ответ файл в HR".

Родители начали отвечать. Дело шло. И вот один комментарий приходит без явного согласия, но с запросом выбранных файлов в HR. Имя адресата я в присланных модель релизах не нашла (оказалось, что он неверно заполнен). Я отправила файлы и попросила еще раз подтвердить согласие. Сразу пришел ответ: "Да, конечно согласна на публикацию". Я чувствовала себя молодцом, но тут следом получила гневное письмо заказчика, которое сводилось к претензиям, чтобы я не беспокоила больше родителей такими вопросами, что заказчик не разрешает мне использовать сделанные мной во время этих сессий фотографии, что работа со мной была стрессом, что в ответ на мои услуги я уже получила то, что должна была, а все эти сложности нужны только мне с целью получения прибыли. Я обескуражена: в попытках обеспечить клиенту именно то, что он хочет и уберечь его же! от рисков возникновения претензий, вплоть до изъятия календаря из печати, меня обвинили в том что я пытаюсь заработать еще раз на последующем использовании фотографий. То есть заказчик считает, что я заработала, да еще и получив при этом бесплатных моделей, место и действо для фотосъемки пополнила свое порфолио и получила право на продажу снимков. Клиент негодовал, хотя в конце подсластил пилюлю " Thank you for your time. The pictures I do have are beautiful."

Вопрос решили, выводы сделаны, но осадок, и очень горький, остался.


Итак, зачем мне и этому заказчику модельный релиз? Нужно ли его на самом деле подписывать?


Делать снимки и публиковать их не одно и то же.

Фотографирование человека в общественном месте не носит противоправного характера, если делается открыто, с соблюдением правил хорошего тона и этики. С публикацией сложнее.

Можно публиковать фотографии людей без их согласия, если выполнены следующие условия: имеется высокий публичный интерес в отношении публикации, публикация не является вмешательством в личную жизнь в неформальной обстановке, публикация не противоречит журналисткой этике.

Проблема в неточности и сложной измеримости формулировок перечисленного. Каждый по своему понимает такие понятия. Например, что конкретно для вас "вмешательство в личную жизнь": то что опубликовали ваше узнаваемое фото без одежды в кабинете у врача или то, что загородный клуб в очередной публикации использовал фото, где вы с коллегами были на корпоративном выезде?

Чтобы окончательно решить вопрос с правомерностью публикаций фотографий и используется Модельный релиз.

Основываясь на различных источниках, можно сформулировать определение как "Модельный релиз это подтверждение согласия на изменение, ретуширование, публикацию и продажу фотографий, полученными в результате фотосъемки, если эти действия не порочат саму модель".

Релиз модели не инновация, просто раньше фототехнологии не были такими массовыми, и про этл слышали лишь профессионалы. Сейчас к вам может подойти даже незнакомый фотограф на улице и попросить поставить подпись. У меня, к примеру, есть телефонное приложение, можно подписать прямо на экране. Кого-то это не беспокоит, а кто-то, не особенно разбираясь в чем речь, всерьез пугается.


По моим наблюдениям, при подписании модельного релиза есть две вещи, которые беспокоят больше всего:

не будут ли использованы фото со мной там, где я этого не хочу?

и

сколько на этом может заработать фотограф, который получает этот документ?


Итак, беспокойство по поводу ГДЕ:

Модельный релиз является юридическим документом и он существует в различных вариантах. По умолчанию, и у меня в частности, в модельном релизе есть фраза "except pornographic or defamatory/исключая порнографический или дискредитирующий контекст".

Безусловно, что-то подписывая, необходимо заранее прочитать весь документ. Если вас что-то не устраивает, вы можете внести правки/ подписать необходимое в комментариях/ отказаться.

Сразу о самом уязвимом (а вдруг?): мне не известны случаи (я их не нашла, во всяком случае в публикациях) использования стоковых/обычных бытовых фотографий из социальных сетей и фотосайтов в скандалах, связанных с детской порнографией.

Да, по сетям уже который год бродят "интернет - страшилки" с комментариями "я никогда не размещаю нигде фото своих детей и вам не советую" с историей о том как кто-то разместил фото ребенка и смотреть на него тут же набежали люди с сексуальными отклонениями в этой области. Неприятно про это писать, но для таких людей есть свой черный рынок фото, контекст которых позволяет достичь определенных целей гораздо проще. Рынок таких "фотомоделей" из неблагополучных стран богат, и с этим трудно что-то сделать.

Можно конечно нагнетать и нервничать, когда рядом с ребенком кто-то достает телефон/фотоаппарат и делает снимки. Можно у каждого подозрительного просить показать, что за кадр он снял. Можно поссориться с подругой, которая без вашего согласия разместила фото в альбоме. Есть масса вариантов. Если я перечислила ваши сомнения, подписывать модельный релиз не стоит. Это может вас сильно потом беспокоить, а оно вам не надо.


Для остальных продолжение:

Где же обычно появляются
(а могут и нигде не появиться) после подписания модельного релиза изображения с вами?:

- портфолио фотографа

- фото выставки

- веб-страницы

- веб-магазины

- статьи

- полиграфия

- объявления


Тут снова повторюсь, если что-то из списка вас не устраивает, вы можете внести правки в общую форму документа или дополнить его комментариями. Например, вы не против публикации фото на его сайте, но против того, чтобы фото с вами продавалось через фотостоки.


Значит ли все это, что без модельного релиза фото с узнаваемыми вами/вашими детьми нигде не опубликуют? Нет, не значит. Помним тут о размытости формулировок и о том, что каждый по-своему понимает можно и нельзя. Так что если боитесь, либо ищите фотографа, которому вы доверяете, либо фотографируйтесь сами и не позволяйте это делать другим.

К вопросу об использовании фотографий стоит вспомнить об авторском праве фотографа.
Это отдельная тема о том, что "давать ссылку на фотографа при публикации обязательно, что добрабатывать и изменять фотографии без разрешения - это оскорбление, что предавать третьему лицу отданные для печати полноразмерные фотографии - воровство" С° И. Рашап).
Авторское право фотограф может доказать, предъявив исходное изображение. Сейчас многие камеры имеют встроенную функцию записи информации об авторе в сопровождающую служебную информацию. Отсюда в том числе пошли многих раздражающие тексты копирайтов на фотографиях.
Фотографы часто говорят о том, что их авторство уже позволяет делать почти все что они пожелают с фото, но сами прекрасно знают, что у вас есть полное право предъявить к определенным действиям свои претензии. Как видите, тут мы снова переходим в плоскость взаимоотношений клиент - фотограф. Доверие друг другу - значительная часть успешного сотрудничества.


Теперь самое интересное и то, что явилось основной претензией от моего клиента: какие есть сейчас возможности у фотографа на этом заработать?

Заработать на продаже фото возможно, иначе не было бы специализации как стоковый фотограф. Однако, вместе с тем что каждый из нас может считать, что фото с его персоной может кого-то заинтересовать настолько, что он будет готов за это заплатить, по статистике в сеть интернет загружается около 1 миллиарда фото в год. Если фотограф снял селебрити, то от продажи такого фото он действительно может получить ощутимые отчисления. Шансы продаж повышает подчеркнутая уникальность и высокое качество фото. Но все-таки основное, на чем обеспечивается заработок стокового фотографа, это объем и постоянное пополнение. Если брать "среднюю температуру по больнице", одно фото приносит доход фотографу по оценке экспертов около 1$ (одного доллара!) в год.

Кому хочется копнуть глубже в эту тему, могут почитать интервью с фотостокером многолетнего стажа здесь.


Как правило, не специализирующиеся на фотостоках фотографы, подписывая модельные релизы, всего лишь складывают их бережно в папку в надежде на то, что если съемка пройдет успешно, когда-нибудь смогут использовать их для своих творческих целей. Например, сделав серию, устроить фотовыставку или издать портфолийную книгу.


С фотографами понятно. Зачем же подписывать модельный релиз вам?

Можно было бы пофантазировать о любви к фотоискусству или о том что вам будет приятно увидеть свое фото в иллюстрации статей о "счастливом материнстве" как представленное выше мое с детьми:), но чаще всего причины такие:

- это обязательное условие фотосъемки у данного фотографа

- вы за это получаете какую-то выгоду: сами снимки (например, как в случае с моим заказом получили родители), небольшую скидку или отсутствие наценки за конфиденциальность, дальнейшие съемки на индивидуальных условиях

- вы помогаете фотографу, а, поверьте, он это очень ценит



Озаботиться ли подписанием модельного релиза фотограф, его дело. Подписывать или нет и что именно, решаете вы. Что стоит этим документом вы теперь знаете.

Остались вопросы? Задавайте!

Ваша Надежда Куликова
nkulikova.com

Posts from This Journal by “статьи по фото” Tag