Previous Entry Share Next Entry
Книги родителям
tvorit
В свое время была бы рада получить подобный список.

Сначала "почитывала" пару книжек о младенцах и не всерьез, а когда впервые мой ребенок сказал "твердое нет", я поняла что совершенно не чувствую твердой почвы под ногами. Что делать? Переламывать? Уговаривать? Игнорировать? Соглашаться? Интуиция и жизненный опыт с советами окружающих это хорошо, но уверенности не хватало.
В общем, я вступила в активную фазу изучения трудов на тему родительства, ибо лично мне негде и некогда было учиться "на родителя", к сожалению.

Выкладываю "свой текущий список" и надеюсь, кому-то может пригодиться.



По порядку прочтения, но не приоритетов:

1) Вандерейт и Плой "Капризничает, значит развивается."
Читала сразу после рождения сына. Успокоительная книга для родителей младенцев под девизом "и это скоро пройдет". Есть готовые игры, занятия с самыми маленькими и рассказы родителей про каждый возраст до 55 недель (чуть больше года). Можно почитать новоиспеченным родителям, чтобы понять что "все у них нормально".



2) Ибука "После трех уже поздно".
Как и первую читала по рекомендации подруги, сыну тогда было полтора года. Сейчас оцениваю для себя как "очень уж навязчиво про необходимость раннего развития", хотя, даже при таком вердикте почерпнуть что-то удалось. Плюс отличительный запомнившейся момент - большая роль отца в воспитании (автор, например, описывает как японский папа, поняв что самое отличительное время в жизни его детей течет очень стремительно, уволился чтобы посвятить им больше своего времени и сил (нигде больше такого мне не встретилось) и особенная важность в "нежном" возрасте присутствия "правильных" людей.



3) "Безусловные родители" Э.Коэн,
точнее её перевод О. Нечаевой, спасибо ей за труд!, которым она поделилась со мной и всеми читателями своего LJ.

От
сылку на книгу для родителей в трудный период я встречала и в сообществе "Amsterdam mamas" от мам разных национальностей, так что она оказалась довольно популярной среди мам, которые могли читать в оригинале. Во время начала "твердого НЕТ", а это у сына случилось в год и восемь, она погасила мою первичную панику "а что, мой ребенок не главный герой книжки "волшебный ребенок  с покладистым характером и вечной улыбкой на личике""??

Цитирую несколько строк: "Детям необходимо быть любимыми такими, какие они есть, за то, какие они есть. Тогда они способны принимать себя, на фундаментальном уровне, как хороших людей, даже если они терпят неудачу или провал. Если эта базисная потребность удовлетворена, они более свободны и способны принимать других людей, и помогать им.  Поведение – это всего лишь внешнее выражение чувств и мыслей, потребностей и намерений. Говоря еще короче –  важен ребенок, который себя как-то ведет, а не то, как он себя ведет . Дети – это не животные, подлежащие дрессировке, и не компьютеры, подлежащие программированию предсказуемо реагировать на вводимую информацию. Они ведут себя каким-то, а не иным образом, вследствие множества различных причин, многие из которых сложно отделить. Но мы не можем игнорировать причины, и реагировать только на проявления, то есть, поведение."

Главная мысль книги, на мой взгляд: "То, что мы чувствуем к своим детям не важно настолько, насколько важно, как эти чувства воспринимают они, и как, по  их  мнению, мы к ним относимся." Тогда я всерьез задумалась, ведь никто не спорит что ВСЕ родители любят своих детей, но ой как не всегда их дети чувствуют это.

И абсолютно новая для меня на момент прочтения мысль в книге - автор оспаривает "полезность" не только наказаний, но и поощрений.


4) Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?", "Продолжаем общаться с ребенком. Так?"

Родители должны включать мозг на 100%, так чтобы "дым шел" и это труд, и нужно много много сил и времени на это. Самодисциплина, чувство юмора, сдержанность и любовь - наше всё.

На мой взгляд тут основная особенность, которая многим нравится, - обилие практических ситуаций и примеров возможного поведения в них родителей.

Знаю, что у многих современных родителей это "настольная книга", хотя, по моим ощущениям, она по практике для тех кому детям от 5-ти лет, ну и "готовые рецепты" могут, как минимум, не у всех сработать.

Меня до глубины души в этой серии тронула история мальчика, которого за "плохое поведение" отправили на попытку перевоспитания к бабушке, которая, в свою очередь, изучила глубоко и тему и ребенка и, как на то хватило её сил, "подлечила" израненную и непонятую никем до этого душу мальчика-школьника, воссоединив семью.


5) Ле Шан “Когда ваш ребенок сводит вас с ума”

Книжка мне понравилась позитивом, ее просто необходимо читать тогда когда "накрывает". Она похожа на Гиппенрейтер (или наоборот:), но автор американка и нет отдельных советов, если только пара иллюстраций на тему очередной главы. Тут автор с юмором рассказывает о своих срывах/криках, моментах отчаяния в воспитании, при том что она уже к периоду родительства была педагог/психолог со стажем, про вред от чувства вины, что немного "подлечивает" тревожных родителей. У нее всего одна дочь, а на момент написания плюс внучка.

Про то что "два ребенка похожи не более чем отпечатки пальцев", про то как сложно найти "золотую середину", отпустить ребенка от зависимости и не опуститься до невнимания, про важность давать разъяснения на уровне понимания о происходящих переменах, про то что слезы нужны ребенку как и смех, про то как по-разному ведут себя дети в разное время дня не говоря о разных ступенях развития, о том что не существует простых решений сложных проблем, про важность для ребенка сказать нет.

Немного из книги можно почитать тут.




6) Первушина "Как выявить и развить способности вашего ребенка"

В этой книге отдельно, много, подробно про то какие же дети разные и насколько многообразны характеры: холерики/сангвиники/флегматики/меланхолики, экстраверты/интроверты, слушатели/зрители/деятели. Много игр/творческих развлечений соответственно возрасту. Автор призывает не мешать ребенку, но видит задачу
расширять спектр/способ получения результата будущих интересов, например, визуала приучать слушать/делать.

Честно говоря, я так и не дочитала книгу до конца, "споткнувшись" на рисовании, которое у нас до сих пор никак не идет, максимум  - "грязные хучи" на зеркале пальчиковыми красками все реже, даже на стене могу вспомнить лишь один случай к почти уже трем годам и если мама-папа что-то сами нарисуют. В общем, автору удавалось, а у нас с двух лет так вообще сын решает только сам что делать и подсунуть "разнообразие" удается ооочень редко, так что лично для меня особенной ценности книжка пока не имела.


7) Е. Мурашева "Дети-тюфяки и дети-катастрофы".

Книга про гипер и гипо динамические симптомы.
Автор - практикующий психолог. Как оценить. Что ожидать. Сложности. Как не навредить, а помочь. Рекомендации. Это однозначно полезно, если вы обеспокоены на этот счет и обязательно стоит читать современным педагогам.. Интересно, что автор не согласен с тем что это "болезнь" только нашего времени, как принято сейчас говорить.


8) Осорина "Секретный мир детей в пространстве мира взрослых"

Книга, на мой взгляд, читается как художественная литература на тему моего детства с историями до слёз знакомыми и уже забытыми. Мне очень понравилась.

О том как важно ребенку быть ребенком и пройти все необходимые стадии, включая переход к самостоятельности. Про детскую субкультуру, ритуалы, фантазии, "страшные места", групповое взаимодействие и прочее.



9) А. Фабер и Э. Мазлиш "Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно."

Это уже конкретно про случаи когда в семье не один ребенок. Познавательно, с множеством примеров, и в итоге оптимистично, хотя по началу чтения на меня накатило "ой, а оно мне надо?". Многое из написанного перекликается с книгами выше, но в применении к "детей  >1" .
Книга про то что детям нужно чтобы к ним относились к каждому по-особенному, не сравнивая, соответственно его потребностям, а не "любили одинаково", про возможные решения возникающих конфликтов вместо клише "ты старше" и тп, а их великое множество, между детьми в одной семье вне зависимости от разницы в возрасте.

Прочитала запоем, вспоминая собственное детство "старшей сестры".



10) Винникот "Разговор с родителями"

Многое понравилось, и скорее рекомендую, но мне было периодами очень сложно читать, возможно, специфика перевода.

Книга написана по следам радиопередач британского радио 50-60 годов. Интересно, что автор тут по-другому оценивает сегодня довольно популярную теорию о том что "психика ребенка лабильна и отлично адаптируется к любым обстоятельствам" и заставляет сомневается в том, что это хорошо когда дети должны выпутываться сами из лавины событий. По его мнению - психика ребенка хрупка и крайне важно дать ощущение младенцу стабильности и безопасности окружающего мира.

По мнению автора, чувство гипертрофированной ответственности и ежеминутной тревоги за своего ребенка характеризуют ту мать, которая способна создать благоприятные условия для правильного формирования личности, подчеркивает, насколько важно максимально адаптироваться к филическим и эмоциональным потребностям растущего человека и тут наличие чувства вины предпочтительнее, нежели его отсутствие.  Все это, согласитесь, не перекликается с современным популярным движением о том что о собственных развлечениях не стоит ни в коем случае забывать и тем что многие современные родители обеспокоены прежде всего поиском возможностей как можно меньше времени проводить со своими детьми, что все дальше их отдаляет.



11) Януш Корчак "Как любить ребенка".

Тут я, пожалуй, наиболее сильно впечатлилась.
Перевод нескольких книг польского врача/педагога, написанных около ста лет назад. Книга меня удивила своей проникновенной чуткостью, любовью к детям. Автор тут, кстати, беспощаден к чувствам взрослых и не ставит себе целью по примеру наших современников "оправдать" наши слабости и уход от ответа.

Выложила здесь частично цитаты себе и кому интересно "на память" отдельно. Над каждой стоит задуматься. Изложение, не простое, но это позволяет больше задумываться чем при современном подходе "быстрых легких" книг и статей.




12) "Французские дети едят всё и ваши могут" Карен Ле Бийон

О своих впечатлениях я писала тут. Автор явно не психолог, и меня лично сильно смутил описанный её скорый отказ от убеждений в сторону французской системы "мир создан взрослыми и для взрослых", "задачи воспитания - идеальные манеры детей", и тп, поэтому лично считаю книгу полезной лишь с точки зрения кулинарии и введения неких правил поведения за столом, которые прежде всего украсят вашу жизнь.


13) И. Млодик "Книга для неидеальных родителей"

Читала совсем недавно, по сути повторение того что выше из "понравившегося", с большим уклоном на практику детского психолога. Про клише "невоспитанный/воспитанный ребенок",  "что подумают люди", про отягощаемый нашим жестким обществом "груз" родительства, про "вот избалуете ребенка", про детский мир и желания, что хуже кризиса может быть только его отсутствие и хотеть не вредно, вредно не хотеть, да и просто жизненные истории. Понравилось.


На очереди лежат на полке:

А. Фабер и Э. Мазлиш "Как говорить чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили""
Гиппенрейтер "Как быть ребенком"
Грей Джон "Дети с небес"
Карен Прайор - "Не рычите на собаку"



Буду рада, если вы поделитесь вашими предпочтениями.

PS  ну и в качестве "детской" картинки вам замечательная Маша, наша соседка по Амстердаму:


Masha_Plykina


  • 1
Гиппенрейтер и Корчак у меня были основой магистреской работы. Для меня - основная идея у обоих авторов - любить ребенка. И тогда всё получится и приложится. Любишь - значит, слушаешь и слышишь его, понимаешь, не придумываешь причины для того, чтобы проводить с ребенком поменьше времени.
После них даже ничего не хочется читать о воспитании. А примеры встречаются практически в любой книге. После прочтения любой книги что-то для себя узнаешь, воспитываешь в себе. А как говорится, сколько ты не воспитываешь ребенка, он всё равно последует твоему примеру.
Про "дрессировку" согласна 100%. Даже собаку как-то не по себе заставлять подчиняться командам...

Спасибо что написала. Я помню ты говорила про магистерскую, только подробностей у тебя не выспросила. Ты магистр педагогики?

Магистр Искусств и Гуманитарных наук. Программа "межкультурное образование") Звучит громче, чем есть на самом деле)))) Работа называется "«Проблема взаимопонимания в воспитательных отношениях между взрослыми и детьми».

Поняла, звучит впечатляюще!:) Вчера смотрела наш фильм "Хозяйка детского дома", там очень показательные сцены есть, пронзительные и вот главная героиня там как-то говорит что, несмотря на стаж в 20 лет и огромный стаж, она каждый раз при решении ситуации не знает "рецепта". Тема просто безранична. Было бы здорово, если бы в женских консультациях того же Корчака давали вместо рекламы молокоотсосов.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account