?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Агрессия у детей. "Дружба" в школе
tvorit
Настроение дня:

задача мамы постоянно, каким-то мне пока неведомым волшебным образом, поддерживать себя в ресурсе, быть немного педиатором и детским психологом, плюс постоянно вслушиваться прям вот 25 часов в сутках.

Через неделю начинуться каникулы.

Смешанные чувства.

Я писала здесь про инцидент на площадке со старшим мальчиком. Разобрались.

Несколько дней из этих полутора месяцев Данила начинал с "не_пойду_в _школу_там_скучно". Затем видимое нытье прекратилось, хотя периодически с надеждой в голосе он говорил:

- Мам, сегодня сколько часов я буду в школе? А разьве сегодня не короткий день? А когда будут выходные?


Был на уроке карате. Их оттуда прям после школы забирают, поэтому мне даже не приходится его туда "водить". Кажется, понравилось, муж показал мне видео, выглядел довольным и вовлеченным.

Но вот сегодня у нас произошел второй инцидент уже в нашем собственном классе, и, учитывая, разговоры Данилы со мной и Мишей после школы, это вызывает всё больше и больше беспокойства.


Первый раз это случилось 10 дней назад.

Я забирала Данилу, и учитель сообщила о том, что на площадке между Данилой и мальчиком произошел инцидент. Мальчик Данилу толкнул, он ударился головой и в ответ мальчика укусил за ногу. Мальчику прикладывали компресс.


Я в шоке ничего не выражая повела Данилу в туалет. Сам Данила вышел из класса с фальшивой улыбкой. В туалете Данила сделал свои дела и, когда я спросила хочет ли он пойти на площадку, начал сбивчивым голосом со стоящими в глазах слезами говорить о том, что мальчик ударил его ногой в живот, и он очень больно ударился головой о бревно.
Когда я стала спрашивать, как он думает почему его ударили, он ответил, что они хотели играть в полицейского и преступника, и он отказался быть преступником, за что, как он думает, его толкнул его друг.

Далее мы с родителями мальчика получили письмо от школы. Версия школы была очень краткой, как предполагает Миша, они не видели как всё началось:




Сам мальчик своей маме сказал лишь о том, что Данила его укусил за ногу.

На следующий день мальчик дал Даниле открытку, пригласив в гости. Мы съездили. Они хорошо играли. Данила подарил свой любимый брелок с Боба Феттом когда мы ехали к мальчику, а на следующий день нарисовал ему рисунок со Звездными Войнами.

С этого момента мы с мужем стали очень внимательно вслушиваться о том, что Данила рассказывает об этом мальчике. Я не уверена, что часть Данила не придумал, но то: как в его голове это выглядит, для нас как кошмар. Такие вот фразы от мальчика (назову его дальше просто Мальчик, он русскоговорящий, переехал сюда в этом году, это этого русский детский сад и несколько месяцев голландской школы):

- Мне нужно принести и отдать Мальчику своего Дарта Вейдера. Мальчик сказал, что иначе отрежет мне голову.

- Мама, давай устроим ярмарку, ты будешь продавать духи и вазочки, я Лего, но не то которое моё, а мы его купим и будем продавать. Мальчик будет продавать Лего Ниндзяго, а вот Другой Мальчик (это еще один их друг) не сможет быть на ярмарке, так как Мальчик запрещает мне с ним дружить. Мальчик говорит, что если я буду с ним дружить: он не будет со мной дружить и скажет остальным, чтобы со мной не дружили.

После прогулки с Другим мальчиком:
- Мам, только не рассказывай Мальчику, что мы дружили. Он рассердится.


Сегодня утром перед школой:
- Мама, Мальчик сказал, что у его папы есть пистолет, и его папа нас всех застрелит: меня, тебя, папу и Элишу.

Да, я, конечно, говорю, что никто нас не застрелит, голову Даниле не отрежет и никто не может никому запрещать с кем-то дружить и требовать подарки. Что Данилу защитят родители, а родителей, если они сами не справятся, может защитить полиция. Людей, которые стреляют или режут или даже бьют так что у других что-то потом болит или сломано, могут посадить в тюрьму, чтобы они никому не навредили.

Но, как уже писала выше, сегодня произошел второй инцидент. Снова на площадке. Меня, когда я пришла за Данилой, снова попросила подойти учительница и сказала, что Данилу ударил Мальчик, и Даниле прикладывали компресс на лицо. Мальчик извинился, Данила его простил, а она решила, что в понедельник они не будут играть, чтобы Данила мог играть с кем-то еще.

По итогам прислали нам такое, чуть более развернутое, письмо:





Данила был весь остаток дня "сверхпозитивен". Я ждала, когда же его прорвет, но он так и не заплакал. Пару раз агрессивничал в сторону сестры, но оба раза я была рядом.

Перед сном мне сказал:

- Мама, Мальчик не поверил, что если он меня будет первым бить, то его заберет полиция.

- Данюша, Мальчика не заберет полиция, так как он еще маленький и не всегда понимает, что делает. Полиция следит за взрослыми. А за маленькими следят родители и учителя.


- А можно завтра Мальчик придет ко мне в гости?

- Данюша, мы завтра сами идем в гости.


Миша читал ему на ночь, а потом состоялся примерно такой диалог:

- Папа, я хочу тебе рассказать про Мальчика. Сегодня мы поссорились, но помирились. Он меня ударил, но я его простил.

- Данила, я тоже хочу тебе рассказать историю про себя. Когда я был маленький и ходил в школу, там был мальчик, с которым я хотел дружить. Он всегда просил меня приносить ему из дома подарки и требовал, чтобы я ни с кем не дружил. Я приносил, потому что мне хотелось ему сделать приятное. Но потом я понял, что больше не хочу с ним дружить и не хочу дарить подарки. Я стал дружить с другим мальчиком, и мы с ним дружили очень долго и не били никогда друг друга. (Это мы с Мишей проговорили как Даниле можно показать выход из ситуации)

- Папа, расскажи еще раз? (зацепило)



Интересно, что Данила может говорить НЕТ, но почему-то в случае с Мальчиком это не работает. Хотя вот летом на площадке мы встретили бывшего одноклассника Данилы из Италии Джованни. Тот подошел и сказал Даниле:

-Let's Play, Danila!

 На что наш сын уверенно сказал:

- I won't play.



Менять класс не хочется. Переучивать сына на то, что надо самому бить с ноги чуть что не так, не наш вариант. В то же время это уже второй случай. Именно Мальчик и именно по отношению к Даниле.
Данила, как июльский ребенок, самый младший, по росту он немного ниже Мальчика и сильно ниже Другого Мальчика. Держать его дальше в такой ситуации и думать о том, что Мальчик ему в любой момент может дать ногой в живот еще больше невыносимо. Предложение учительницы нам более чем нравится. Мы с Мишей считаем, что им полезно не общаться и лучше как можно дольше. Будем писать письмо про то, что это их ответственность  - сознательное (второй раз и одни и те же участники) нанесение физических травм нашему сыну и что считаем необходимым отдельно отслеживать ситуацию.



P.S.

С мамой Мальчика я обсуждала эти инциденты, а также то, что рассказывает Данила про "вымогательство" подарков и угрозы, если Данила будет дружить с Другим Мальчиком. Конечно, я делала оговорку, что у меня нет подтверждения и это лишь слова Данилы.

Она сказала, что уже говорила с сыном и сказала ему "что не всегда бывает как он хочет , и что на это нельзя злится , а тем более толкаться".

Меня такой "запрет на злось" зацепил. Я извинилась, что я лезу в их зону "как воспитывать", но просто для ознакомления отправила тексты "Мешочки гнева" и "Право на злость". Мама Мальчика сочла заметки интересными. Что это означает конкретно, я прояснять не стала, спасибо уже, что она меня не отправила сразу с моими непрошенными советами.

Про "угрозы" мама Мальчика сначала сказала, что это её очень удивляет.  Сегодня, когда говорили про второй случай, она сказала, что Мальчик сам ей при расспросе сказал, что Данила тому сказал, что отрежет голову. Кто первый стал говорить про голову загадка. Но по интуиции я бы не удивилась, что Данила говорит про заморозить и про застрелить, но вот отрезанная голова? Хотя, кто знает. Спрашивать у пятилеток - занятие сомнительное. Я Данилу никогда не наказываю, наверное поэтому обычно он всегда все говорит как есть, даже когда поступил плохо, что у Мальчика в семье принято я не знаю.

Еще для акцента с сентября вот у Данилы в обиходе новое, к примеру: дурак; обалдеть; если ты мне не..., то я тебе не... и совершенно новые интонации. Это все русский язык и либо это Мальчик, либо Другой Мальчик. Телевизора у нас, если что, нет уже больше 10-ти лет.

Про дружить и не дружить - моё субьективное мнение, что Данила не совсем разделяет тут "может" от "должен". Видимо, мы сами и учителя в классе настолько делаем акцент на "дружить хорошо", что Данила воспринимает это как то что он должен дружить с Мальчиком не смотря ни на что:
- после первого инцидента их "мирили" в классе;
- потом они "мирились" дома у Мальчика;
- после второго инцидента их снова "мирили" и говорили, что такое дружить.
Думаю, что в итоге это привело к путанице. Данила пытается дружить с тем, кто еще не умеет дружить и решает выход эмоций с помощью кулаков, как минимум, и, как максимум, угрожает и запрещает дружить ему с другими (последние два со слов Данилы, а не факты). Мама Мальчика говорит, что Мальчик дружит с Данилой и Другим Мальчиком одинаково. Я помню, что первое, что мне рассказал Данила, когда вернулся в школу после нескольких дней пропуска по болезни - то, что Мальчик и Другой Мальчик с ним больше не дружат. В то же время, я встречала мнение (кажется, у Осориной в "Секретный мир детей в пространстве взрослых"), что дети выбирают себе друзей ориентируясь на те черты, которых нет у них, чтобы "гармонизироваться" для социума, но в то же время пока ориентиров нет, нафиг оно нам надо? после 9-ти лет, пожалуйста, когда голова будет больше разделять где что, а сейчас у Данилы явно в голове каша.


Тема подарков отдельная. И я объясню, почему она меня особенно напрягает, хотя по началу я умилялась:
Началась она с Мальчика. На второй школьной неделе он принес машинку и подарил Даниле. Другой Мальчик расстроился. Затем Другому Мальчику, кажется, тоже подарил машинку. Потом Данила принес и подарил им двоим какие-то свои игрушки. Потом еще они что-то друг другу дарили. А потом началась вот эта тема у Данилы "я должен подарить Мальчику". Снова смешалось может и должен. Мы сейчас уже запретили Даниле что-то дарить без папиного разрешения, кроме того, что сделал он сам, к примеру, рисунок. Но сегодня мы случайно оказались с Мальчиком рядом после школы на аттракционах и я снова наблюдала как Данила давал Мальчику свои монеты, а когда те закончились, Мальчик к нему: "Давай ещё!" Сам Данила начал давать монеты или Мальчик первый начал их требовать, я не слышала. В любом случае, что такое подарок и чужая собственность, еще им, очевидно, не понятно. Поэтому, я еще раз убедилась, что дарить что-то, чтобы подружить детей, также как и давать подарок "за что-то" не самая лучшая идея.  



P.P.S.
Сюда положу ссылки по теме:

Моббинг в школе


"Травля" Л. Петрановская

Ощущения быть родителем в такой ситуации просто аховые и сложно себя контролировать.