?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Заметки фотографа 7. Фотография: творчество или производство? Уважение к фотографу.
tvorit
- У тебя круто получается! Моей подруге нужен фотограф, не хочешь пофотографировать за деньги? - За деньги? А что я могу предложить?
Это частый диалог с фотолюбителем. На каких-то условиях он уговаривается сам с собой и соглашается.

До съемки фотолюбитель судорожно старается подтянуть навыки, или хотя бы теорию, - смотрит видео как снимать, копирует раскадровки, берет у знакомых резервные вспышку и камеру. Снимает в RAW, а потом что наснимал отбирает и обрабатывает раз в десять дольше. Пересматривает и снова обрабатывает. Снова. Понимает, что пора двигаться дальше, что люди ждут и наконец отдает результат.
Через пару раз уже появляется иллюзия, что фотография может стать заработком или хотя бы подработкой. Внутренне звучит монолог: камеру покруче, монитор подиапазоннее, мастер классы, форумы. Уже сейчас мне нравится, а потом вовсе будет сказка. Самая любимая работа в мире: дарить красоту, радость, показывать мир своими глазами, нести идею...
На следующем этапе воодушевленный фотолюбитель уверенно принимает различные предложения кого-то поснимать. Каждая задача - взрыв энтузиазма, каждая реализация - искреннее стремление к идеалу. Новый мир и новые горизонты.
С опытом неизбежно приходит понимание, что ожидания фотографа и клиента в фотографии - это два разных мира. Делается много шагов навстречу в расчете на то, что вместе с практикой в 10 000 часов, удачей и талантом эти два мира в конкретном случае пересекутся.
НО в фотографии есть одна очень большая, не очевидная сразу проблема:
большинство общества коммерческую фотографию воспринимают прежде всего как производство.







С момента возникновения фотографии вокруг этого идут споры.
C одной стороны, фотография делается вручную и "защитники" фотографии как искусства сравнивают камеру с кистью художника, приравнивая ее к инструменту творчества. С другой, многие виды деятельности требуют ручного труда, но далеко не все при этом причислены к искусству.
Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал кроме труда некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. (определение wikipedia)
В книге "Фотография всемирная история" издательства Магма есть исторический факт - в 1857 году впервые фотографии представлены наряду с другими видами искусства на выставке "The Manchester Art Treasures".







В наше время в любом мегаполисе регулярно проводятся фотовыставки. Арт галереи и музеи продают фотографии и цена их доходит до нескольких миллионов долларов.
Вместе с тем, широкая доступность фотографии, миллиарды ежедневно создаваемых сейчас фотоизображений оборачиваются боком.
Не так давно, в 2015 году, компания Canon озаботилась доказательствами, что и в современной фотографии имеется сильное творческое начало. Был проведен эксперимент - шесть фотографов сняли портреты одной и той же техникой одного и того же мужчины, имея разную предысторию (посмотреть можно здесь). Результаты - строго разные. Доказательства получены, но кому они интересны? Многочисленные тренинги для фотографов прежде всего о ремесле: о том как применять настройки камеры, о том как выставлен свет. Они о правиле "золотого сечения", о стоимости продажах часа времени фотографа и о том как продвигать бренд.
Мне за несколько лет не встретился ни один тренинг, полностью сфокусированный на том как побуждать и сохранять фотографу в себе творческое начало. Эти курсы есть, но они не связаны с фотографией и не ассоциируются с ней. Мы почти все оцениваем фото прежде всего по цене, во вторую очередь по глубине резкости. Самый частый вопрос, который задают после просмотра фотографий: "А каким объективом/камерой это снято?"







Сами фотографы часто не уважают творческое начало ни в себе ни в других фотографах. Они неуважительно сравнивают фотографии, конкурируют по производственным показателям, демпенгуют. Среди фотографов есть циники и скептики, что само по себе убивает творческий подход. На мой взгляд самый честный фотоконкурс был бы подобен эксперименту Canon - когда разные фотографы выражают свое творческое начало в одинаковых условиях. Вместо этого мы видим тренды: веснушки, кудряшки и тд. Фотоконкурсы - почти всегда выгодный бизнес. Как снято не всегда первично, а фокус в оценке на ЧТО или КТО снят снова отодвигает авторское начало на второй план. К этой проблеме восприятия фотографии как производственного бизнеса накладывается неуважение части общества в принципе к чужому труду, неуважение к фотографу как к личности и как к профессионалу.
Фотограф, осознав эту данность, либо уходит, либо смиряется. В обществе, где в целом лучше с уважением, ему будет проще, где хуже - там вопреки.







Много раз выше уже написано про уважение. Любовь без уважения приводит к мукам и разочарованию.
Что же есть уважение к личности фотографа?
То же самое что и к личности любого человека - способность считаться с его интересами, способность не причинять ему морального вреда, способность действовать в рамках приемлемого для него формата общения и взаимодействия:

  • не опаздывать на съемку;

  • не отменять договоренности по фотосъемке накануне или компенсировать при этом издержки;

  • не затягивать выполнение своей части обязательств - подписать договор, модельный релиз, отобрать фото, провести оплату и тд;

  • не создавать дополнительных сложностей (не вести параллельную несогласованную съемку, не приводить "зрителей", не увеличивать несогласованно объем работы);

  • не задавать бестактные вопросы (сколько фотограф заплатил за студию, сколько зарабатывает и тп).

Как проявлять уважение к фотографу как к профессионалу?
И снова также как и любому другому (врачу, учителю, юристу...):

  • демонстрировать доверие (не пытаться контролировать процесс съемки и обработки, не давать советов "как надо снимать");

  • формировать выполнимые и измеряемые запросы;

  • предлагать взаимовыгодные условия сотрудничества (у профессионального фотографа есть прейскурант, поэтому все что не соответствует ему в денежном эквиваленте считается не выгодным и навязывание бесплатных фотосессий/фотоуслуг в качестве подарка/ благотворительности и пр. это нарушение этики);

  • выполнять все рекомендаций и демонстрировать желание сотрудничества.

С примерами неуважения сталкиваются профессионалы в любой области, но фотографам, как и любым творческим людям, крайне тяжело дается жесткое отстаивание своих границ. Есть даже такое выражение: “художника легко обидеть.” Возможно, кому-то проще, но мне при особо просветляющем опыте хочется использовать многоэтажные нецензурные выражения, что никак не укладывается в мое определение “работы мечты”.
Можно взять агента. Можно подписывать договор и брать предоплату. Но это все снова уводит фотографа от сути творчества, которое в какой-то мере есть в любом жанре.







Популярно утверждение о "неверном позиционировании", которое якобы провоцирует все проблемы с неуважительным отношением клиентов. Я много времени потратила на то, чтобы убедиться, что на самом деле от неуважения никакое "верное позиционирование" на 100% не защищает. Мой вывод - есть люди, для которых неуважение это норма, они не понимают и не желают понимать "почему фотограф может быть недоволен, ведь ему платят!". С такими клиентами я предпочитаю не связываться. У меня есть тестовые вопросы, по которым с высокой вероятностью я их определяю заранее. Если связалась, не виню долго себя, а стараюсь максимально быстро и с минимальным ущербом выйти из отношений.







Пока фотография воспринимается клиентом как продукт производства - это демпинг и жесткая конкуренция со всеми вытекающими. В демпинге невозможно творчество - это рутинная работа по шаблону, это некритичность восприятия, это гонка за быстротой и отсутствие мысли. Что значит видеть в фотографии творческое начало?

  • уважительно относиться к тому, что фотографу необходимо "настроиться" и на съемку и на обработку (не торопить, не менять на ходу задачи...);

  • соблюдать интеллектуальное право (не использовать и не редактировать фотографии без согласования с автором);

  • не оспаривать стоимость;

  • не выделять основным достоинством фотографии то какой техникой она сделана или что именно/кто конкретно изображено;

  • не приводить результат только к количеству (мне нужна фотосессия на 30 минут и 2 фотографии);

  • воспринимать фотографию как законченное произведение и не запрашивать дальнейших улучшений по своему усмотрению, а также требовать сырой материал;

  • не критиковать и не давать советы без запроса (то что вам лично эта конкретная фотография не ценна, не означает, что автору стоит об этом знать, ищите другого фотографа, чьи работы вам ближе, как говориться - “проходите мимо, не задерживайтесь”).

Кто-то скажет, что это нытье и попытка подстроить мир под себя.

Можно уважать фотографа как личность, но не уважать как профессионала, можно наоборот, можно все сразу, но зачем вам общение с тем кого вы не уважаете?

Если для вас фотография - не ценность, вы не видите в ней смысла, считаете переоцененной, возможно, не стоит об этом усиленно давать знать тем, для кого это не так?
Без творческих людей мы многое потеряем.
В своих письмах Винсент Ван Гог описывает как долго он работал над картиной “Едоки картофеля”, постоянно думая и улучшая, оттачивая детали, особое внимание уделяя натруженным рукам и делая эскизы. Копию картины он направил художнику, которым восхищался, и получил ответ: “Ты это серьезно? Такая карикатура - женщина с игральным кубиком вместо носа! Не может быть чтобы ты считал это картиной!” С большой горечью Винсент воспринял эти слова, назвав ответ “шокирующим”. Я не оспариваю “полезность” критики, но убеждена, что суть можно передать по-разному и выбрать подходящее место и время.
В конце очень хочется пожелать, чтобы фотография продолжала свой путь как творчество и не превращалась окончательно в производство. Именно творчество запускает в нас процессы саморазвития. Именно осмысленная индивидуальность является моей ценностью в фотографии.


Posts from This Journal by “статьи по фото” Tag