Previous Entry Share Next Entry
Фотодела. Всегда идти на коммерческую съемку с договором!
tvorit
Творческая и коммерческая фотография - две разные вселенные.

С первой, понятно, свои сложности, но и вторая мне дается очень непросто. Я делаю ошибки.

Исходя из принципов "клиент всегда прав" и "презумпция неосознанности людей", я стараюсь всегда изначально относиться к претензиям как к недоработке предварительного этапа согласования. На то я и профессиональный фотограф, чтобы гарантировать качество своих услуг и отвечать за него.

Манера выражения своих требований у нас у всех разные и на ней я старательно не зацикливаюсь, тем более, видна разница менталитетов, тем более, я хорошо из предыдущего опыта работы знаю, что претензии мало кто может выражать спокойно.

За последний год я резко выросла в приеме критики своих фото и уже крайне редко переживаю высказывания тех, кому не нравится мой стиль фото. Раньше было все хуже.


Клиенты. Общение с людьми. Общение с людьми как с заказчиками.

За свою активную деятельность коммерческого семейного фотографа я сталкивалась со многими клиентскими разностями:

клиенты отменяли фотосессию в день съемок, опаздывали, забывали о договоренностях, отказывались от публикации своих фото в порфолио, умудрялись распечатывать вместо print версию для web с логотипом и предъявлять претензии, указывали как на недостаток размытость заднего фона, приводили на фотосессию зрителей "они хотят посмотреть", просили подкрасить и вымыть волосы, сделать худее, переклеить лица, сделать ребенка улыбающимся и даже несколько раз не оплачивали мои услуги.

Я себе говорила: "Ничего, это все временный этап. Я научусь лучше снимать, научусь учитывать все, просчитывать варианты, найду "своего клиента" и придет счастье." Более того, в моих глазах семейный фотограф это мягкость в общении, ненавязчивость, доброта и спокойствие. Я выдыхала и шла дальше.


Ошибка. На самом деле, это не так. Невозможно подстроиться под каждого. Невозможно заранее предугадать все нюансы и "прочитать человека" на 100%. Для преставителя творческих профессий в этом большая сложность: ты с одной стороны "художник", с другой стороны этим зарабатываешь.

Выход тут, как это не романтично для фотографии прозвучит, - подписание подробного договора с клиентом перед съемкой и 100% предоплата.

Я это знаю. Написать мне это легко.  Но на деле, я чаще всего этого не делаю.  Я подробно описываю условия при обращении, обсуждаю все детали и очень неправильно доверяю сомнительному "мы друг друга поняли". Возможно это страх, что при подписании договора клиент откажется от моих услуг, возможно, это банальная лень и комплекс "я-художник, а потом уже про деньги". Мне сложно представить ситуацию, что я говорю семье, которая пришла на съемку без договора или "деньги не успели перевести", что съемку я проводить не буду. В конце концов местные фотографы, у которых я заказывала съемку, никогда не просили меня что-то подписывать.

Это работает, но не всегда.

Если вы начинающий коммерческий фотограф, читаете этот пост и думаете, что договор не важен, остановитесь и отделите мух от котлет. В коммерческих фотосессиях договор важен! Это вас потенциально защитит не во всех, но во многих многих ситуациях, у вас будет чем прикрыть дыры.

Вот, мой драфт письма клиенту, которого бы не было, если бы был подписан договор:




Я надеюсь, что мы конструктивно разойдемся с этим клиентом, НО, пожалуйста, если я при вас начну выполнять заказ без договора, занижать цену своих услуг и начну лепетать что-то невнятное в качестве причин почему я так делаю, ударьте меня больно по рукам! Спасибо!:)

А пока я решаю проблему, которую я сама себе создала, у меня временное табу на все коммерческие фотосъемки: сделаю 2 возврата предоплаты на апрель и буду работать над ошибками, приводить в порядок мысли, снимая только творческие проекты. Возможно, раз бизнесвумен и фотограф в моем случае не совмещаются, пора подумать о менеджере:)?


Сегодня такое вот селфи получилось:

?

Log in

No account? Create an account