?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Фотоштампы
tvorit
Не смогла пройти мимо очередной статьи на тему "Фотоштампов", ибо очень уж отзывется, очень близко. Тем более для себя я поставила цель "выиграть фотоконкурс" и мне важно вырасти в понимании этого вопроса.

Оригинал статьи тут:
https://birdinflight.com/ru/vdohnovenie/opyt/seks-smert-i-razvaliny.html

Несколько вырванных цитат:

"В прошлом году мне довелось возглавить жюри документальных фотографий в рамках конкурса World Press Photo. Спустя несколько дней работы и тысячи просмотренных фотографий я достал блокнот и начал записывать все избитые сюжетные ходы, заезженные темы, объекты и образы, проходившие у меня перед глазами.   Часть списка (который в результате занял несколько десятков страниц) представлена ниже:
—  Цирк .
—  Циркачи .
—  Кирпичные заводы .
—  Прародители  (обычно самого фотографа).
—  Умирающие прародители  (обычно на предпоследнем или последнем кадре была изображена пустая кровать — прародитель ушёл в мир иной).
—  Грязные дети . Обычно живущие в лагерях беженцев, бедных деревнях и странах третьего мира.
—  Ещё больше бедности . Если это американская бедность, то фотографии из Аппалачей или южных штатов (взгляните на этих смешных людей). Если это бедность «зарубежная», то обычно это чёрно-белые снимки запустения («Посмотрите, как бедны эти люди»).
—  Люди с ампутированными конечностями .
—  Какая-нибудь сексуальная активность . Обычно всё безобидно, скорее в ключе «Смотрите, я сфотографировал людей, занимающихся сексом!»
—  Развалины . Много развалин. Разных. Американские развалины: заложенное имущество, Детройт, опустошённые города, разорение и экономический спад. Развалины в зарослях, масса растительности, разъедающей здания. Африканские развалины: обветшалые, забытые или испорченные, человеческая небрежность. «Экзотичные» руины — посмотрите, какие чудные эти люди в своих развалинах! Исковерканные автомобили, самолёты и другие средства передвижения (не путать с заводскими развалинами и брошенными домами). Военная разруха: выживший среди руин, проход через руины и жизнь среди руин.
—  Дети .........
"

Далее автор признает что "Обойтись без избитых сюжетных ходов или штампов невозможно, они уже давно превратились в часть нашего визуального словаря. И, конечно, в некоторых историях всегда будут клише, иное дело — как вы эту историю решите рассказать." и рассуждает про миссию фотографа как "рассказчика, который держит в руках контроль над историями."

Статья в целом мне понравилась, но мне хочется сейчас поговорить поподробнее об избитости.  Если уж на просмотре WorldPressPhoto такой вопрос остро встал, что уж говорить о коммерческой фотографии или более узко о детской и семейной фотосъемке?

Каждый раз когда размышляешь на эту тему все сводится к одному: все на свете уже миллион раз сфотографировали.
Как же фотографу не попасть в тупик, если речь идет не о конкретных персоналиях (ну например, если на фото моя семья в стиле lifestyle дома на кровати прыгаем в пижамах оно в любом случае для меня ценно и интересно: это о нас, мы прыгаем дома на кроватях и маленьким гостям разрешаем, если это мне нравится, то наплевать что это клише)?

Есть еще такой интересный феномен: тебе приходит в голову сюжет. Он кажется тебе оригинальным, интересным. Ты его снимаешь и вдруг, встречаешь ту же идею/воплощение, только в уже суперсовершенном варианте у кого-то другого. Либо что-то витало прямо сейчас в воздухе и ты и тот фотограф это выхватили не сговариваясь, либо тот другой это уже давно сделал, может в прошлом веке, а до тебя вот сейчас долетело в твоей точке развития и воприятия. От такой ситуации никто не застрахован: пересмотреть/перечитать всё что уже есть невозможно.

Бери почти любого коммерческого фотографа и "расскладывай" его на мастерклассы, которые он посетил или фотографов, которых он смотрит. И вот редко редко у кого-то проскальзывает что-то последовательно-уникальное (во всяком случае то, что конкретно мы еще нигде не видели).


Тут попалось очень интересное чтиво "Дневник дизайнера-маньяка"(спасибо aigrette за наводку!).

Приведу несколько цитат:
"...Откуда берутся свежие идеи, если все на свете уже тысячу раз сфотографировали, нарисовали, слепили, покрасили, завернули в цветную бумажку, вывернули наизнанку, нарисовали еще раз, сфотографировали рисунок, наклеенный на сам объект, завернули в фотографию голую женщину и выставили ее живьем в витрину. Все уже было, все придумано и сделано до нас....
Люди искусства так устроены: они нужны друг другу, потому что получают от коллег идеи, импульсы и вдохновение, столь необходимые в работе, однако благодаря их активному взаимодействию любые свежие мысли моментально пускаются в оборот всеми сразу. Стоит одному придумать что-либо интересное, появляется десяток интерпретаций, сделанных друзьями. Одни пытаются создать свою версию, другие быстро придумывают, как развить идею дальше. Каждый по-своему доводит новую разработку до абсурда, пока она не побывает во всех возможных состояниях - от минималистского решения, превратившись практически в ничто, до "китча с будуаром", изукрашенного мельчайшими узорами....
Когда очередной "приступ" проходит, становится тихо, и творческие личности погружаются в обсуждение старой темы: "Где бы взять свеженькую идею?"
Иногда свежие идеи рождаются во время экспериментов с новыми фильтрами графических программ, в результате случайно пришедших в голову умножений фотографии на векторы и сканированных брюк на рамочки от "Фотошопа". Но эти эксперименты исчерпывают себя слишком быстро, чтобы писать о них всерьез....
Ответ прост. Свежие идеи существуют только в реальном мире, а не в работах других людей. Эту нехитрую формулу подарил мне художник Серебровский: все замечательные композиции, необчные решения и причудливые формы однажды были увидены в жизни...

Откуда же берется это неповторимое !я!, называемое почерком, собственным стилем или лицом рисующего (от меня:тут можно спокойно заменить на фотографирующего/пишущего и тп) человека? Из его уникального взгляда на мир...
Копируя чужой рисунок, мы воспроизводим не мир вокруг нас, а чью-то интерпретацию вещей, живьем нами не виданных. Кто-то другой уже пережил и выстрадал это, изобразил, как мог, наделив произведение своимхарактером, опытом и фантазией. Все, что мы можем срисовать с чужой работы, нашим не является...

Единственный способ избавиться от чужих наработок и обзавестись собственными - отложить подальше все лучшие примеры, книги и картинки. Что для начинающего художника обязательно, для опытного иллюстратора или дизайнера (опять же фотографа/писателя и тп), желающего обзавестись. собственным лицом - смерть.
Смотрим на реальный мир и пытаемся изобразить то, что видим. И штрихи изобретаем и совершенствуем сами, и цветные пятна рисуем всеми материалами подряд, пока не получится то, что нас устраивает.
Когда родится работа, полная личных мыслей, чувств, опыта и авторского видения вещей, она будет неповторима и похожа только на своего создателя.

Жаль, что лишь немногим удается совмещать подобные экперименты с обычной работой дизайнера.
"


То есть не снимать для конкурса. Снимать что-то "свое", а затем ждать интерес, искать аудиторию, соответствующий конкурс. Это намного осложняет задачу, отодвигает ее сроки, делает ее в какой-то степени химерой, но делает ее интереснее.
 

  • 1
Большое спасибо за интересные посты и статьи. Всегда читаю с огромным удовольствием!

Что касается самой темы, то мне кажется, "к себе" и своему стилю мы приходим постепенно и без повторов, штампов, подражаний просто не обойтись. Особенно в начале пути.

"Что для начинающего художника обязательно, для опытного иллюстратора или дизайнера желающего обзавестись собственным лицом - смерть." как раз про это.
Вначале все копируют (и это правильно и понятно).
Вот только важно понимать это и не лезть с этими копиями в признание (это я про себя и про фотоконкурсы где сидела и думала "что же надо снять чтобы тебя отметили:))". Честно говоря с этим пониманием как-то сразу сложнее на свои фото смотрится.


  • 1