Previous Entry Share Next Entry
Современное искусство
tvorit
Как-то и мне захотелось написать про наше восприятие/невосприятие современного искусства.

Тема не нова. Но для меня открыта.

Есть у меня приятель немец, с которым мы уже много лет переписываемся. Он терпит мои периоды долгого молчания и попытки выразить на английском то, что и на русском мне сложно донести. Шлет мне ссылки с музыкой, передачами, переводит для меня на английский какие-то непереведенные стихи и даже отрывки из книг.

Он поклонник современного искусства. Регулярно посещает выставки, покупает каталоги, шлет фотоотчеты. Я с интересом на них смотрю и каждый раз поражаюсь: вот как он тут что-то видит, а я нет? Некоторые произведения во мне вызывают чувства "гармонии/эстетики", но вот про смысл это всегда отдельная песня. А он терпеливо ждет молча и шлет мне новое. А я всматриваюсь все большое.

Почему мне так сложно? Может это потому что нас "учили" на классике, показывали совершенно другое, где смысл - созерцание, получаемое эстетическое удовольствие?

"Задача искусства постмодерна, того, что мы объединяем в contemporary art – это столкнуть арт-потребителя с той или иной проблемой социального, политического, духовного или личного характера, заставить задуматься, осознать и прочувствовать проблему. При этом форма может как соответствовать понятию об эстетике, так и полностью ей противоречить. Главный его смысл – не в самом произведении, а в том, кто его воспринимает – в реакции зрителя, его эмоции. Современное искусство отходит от категории «прекрасного», характерной для искусства «классического» – постмодерн – это размышление, поиск и познание. Для современного искусства не существует отстраненного зрителя – зритель вовлекается в проект, становится частью арт-пространства. Кстати, отсюда – распространенность инсталляций, игры с пространством, превращение пространства в неотъемлемую часть арт-проекта. При этом для contemporary art первична именно идея, а качество формы – уже вторично. Несовершенный мазок в постмодерне не влияет на ценность произведения, если качественно транслирует заложенную идею....чтобы  понять современное искусство, нужно просто перестать ждать от него эстетики, не оценивать с точки зрения совершенства визуальной передачи образа, а попытаться услышать информационно-эмоциональный посыл автора арт-объекта.

То есть современное искусство это такая вот "проверка".

"Невозможно понять современное искусство, если не имеешь навыка повседневного в него погружения.... Нет у современного человека одной и той же цельной картины мира, чтобы одинаково интерпретировать искусство! Раньше сигара была просто сигарой. На картине, на сцене, во рту фривольной девицы. Потом появился Фрейд и всё испортил. Теперь все тратят огромное количество времени на то, чтобы понять, что хотел сказать автор. 

А если автор рос в другой стране? А если слушает другую музыку, предпочитает другие социальные сети, возможно, понятия не имеет о том, что существовал писатель Михаил Херасков или какой-нибудь Боборыкин. Ведь это Платон в своих лохматых годах до нашей эры мог позволить себе прочитать всё, что нужно было знать образованному человеку. Сейчас этого не может себе позволить ни один вменяемый человек, даже если у него за плечами пять лет гуманитарного образования, аспирантура и огромное количество начитанных друзей. 

Автор не откроет вам новый мир, не станет вас воспитывать и делать выводы за вас. Он делится впечатлениями, точно так же, как вы делаете это на своих страницах в соц.сетях. Рассказывает историю и демонстрирует конфликт. А уж конфликт-то вы решите сами в силу своей испорченности "


Получается, мой приятель-немец честно признается в том что мы живем не" в  псевдоисключительновысоконравственном прошлом, а в мире, полном гопников, говна и абсурда, и говорим не гекзаметром, а матом", а я как-бы стою на месте и пытаюсь этого не признавать?:)


В минувшем августе был интересный перформанс «Революционная ось»: две девушки с рассвета до наступления темноты несли через всю Москву металлическую трубу на своих плечах.  Интересно было узнать что по этому поводу говорят сами участники:
"Екатерина:  Вот это все (обводит рукой МКАД и сидящих друзей) есть успех. Я последние семь лет работаю во Франции, поэтому успех у меня не ассоциируется с политической акцией. Для меня успех художника — это прекрасная работа, которая имеет адекватную пластическую форму. Лунный ли это пейзаж, или что-то политическое — не важно.
Ганна:  Успех — это осознание того, что ты делаешь. Вы не представляете, какое мы встречали сопротивление во время работы над перформансом. Кто-то говорил, что мы сумасшедшие, что мы идиотки, что лучше бы мы работать шли. Но когда ты при всем этом создаешь себе возможность для свободы, осознаешь свои действия, остаешься неравнодушным и не боишься — это и есть успех."

Тут проще: прошли себе, успеха своего каждая достигли. Все довольны, кто недоволен, тот выругался и забыл.
А вот взять устанавливаемые скульптурные композиции?

Совсем недавно в своем блоге Александр Беленький опубликовал пост " ТИТЬКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА " , доведя меня буквально до слез и самим постом и комментариями (муж пришел из соседней комнаты проверить почему я так громно смеюсь). Вот, так сказать, мысли части людей о современном искусстве.


А вот другой пример из FB:  
"Когда я первый раз увидел это - то просто посмеялся.. Но потом это никак не уходило у меня из головы.. Это настоящее Искусство!! :)) Помимо Эпического Смысла.. с его Вселенским безнадёжным Трагизмом и Драматизмом.. и дьявольской Актуальностью (вещь абсолютно "вне времени" - актуальна в любую эпоху). Взгляните на "форму"! Это же просто Абсолютно Гениально!!
Это ведь настоящее двустрочное хокку/хайку.. ;)) Даже хуже - это абсолютно аутентичный жанр - хокку вместе с изображением.. одно от другого неотделимо, и одно без другого существовать не может. Строки без изображения.. Изображение без строк.. 
Это же 'арт' в чистом виде..  оригинал "открытки" можно было бы выставлять в какой-нибудь галерее.. ;))
Вернёмся к "форме". А точнее к тексту. Рассмотрим по-внимательнее.. Вот что говорит Wikipedia о хайку:
"В классическом хайку центральное место занимает природный образ, явно или неявно соотнесённый с жизнью человека. При этом в тексте должно быть указание на время года — для этого в качестве обязательного элемента используется киго — «сезонное слово» (яп. 季語). Хайку пишут только в настоящем времени: автор записывает свои непосредственные впечатления от только что увиденного или услышанного. Традиционное хайку не имеет названия и не пользуется привычными для западной поэзии выразительными средствами (в частности, рифмой), однако использует ряд специфических приёмов, выработанных японской национальной традицией (например, какэкотоба). Искусство написания хайку — это умение в трех строках описать момент. В маленьком стихотворении каждое слово, каждый образ на счету, они приобретают особую весомость, значимость. Сказать много, используя лишь немного слов, — главный принцип хайку.
В сборниках хайку каждое стихотворение часто печатается на отдельной странице. Это делается для того, чтобы читатель мог вдумчиво, не торопясь, проникнуться атмосферой стихотворения." 
Если вернуться к нашему Произведению, мы имеем: 1. хокку напечатано на отдельной странице (я бы ещё обратил внимание зрителя на каллиграфию, как на составную часть Произведения), 2. "умение в трех строках описать момент. В маленьком стихотворении каждое слово, каждый образ на счету, они приобретают особую весомость, значимость. Сказать много, используя лишь немного слов" - да более чем.  wink emoticon  3. не имеет названия и не имеет рифмы. 4. минимум текста, всего две строки. 5. "хайку пишут только в настоящем времени".. Далее немного сложнее.. часть функций берёт на себя изображение: 6. "образ явно или неявно соотнесённый с жизнью человека".. и наиболее выдающиеся, как мне кажется: 7. "указание на время года" - ну здесь уже сверхкруто сделано, т.к. здесь явно "не-зима", но человечек в шубе.. Это ведь классическая Русская Антитеза, которая есть во всей классической русской литературе.. со всей её парадоксальностью и самоиронией.. 
Занавес. 
Вспоминается классический мем: "Глядя через призму сарказма можно очень остро прочувствовать трагический диссонанс и взрывную коллизию!"



"

И вот почему-то с Александром Беленьким мне видится только "тупо поржать", а за последнего автора поста немедленно хочется замуж!:)

Stedelijk Museum однозначно ждет меня!

P.S. в посте использованы цитаты источников:  http://shkolazhizni.ru/culture/articles/69547/ и http://morrigami.com/2012/12/20/1/

  • 1
Спасибо, что поделилась. Ссылки обязательно почитаю - цитаты шикарные. У меня похожая история с современным искусством :)) пока из увиденных понравилось мне только в Тейт Модерне, но в Stedelijk я не была (слишком много в амстердаме соблазнов:))) Но понятие "современный" оно такое широкое, я даже на универсариуме курс начала слушать от кураторов музея современного искусства в Москве, но они начинают с начала 20го века, а там все-таки более понятные супрематизм, конструктивизм... когда доходит до размазанной по обоям грязи или переносу бревна - я теряюсь :)))

:) я не могла не поделиться.
Помнишь я подала заявку на фотоконкурс от Никон (где первая часть победы это голоса "зрителей", вторая - жюри)?
так вот, моя фото была где-то на 30-ом месте и вперед было много достойных на мой взгляд фото, но среди них.... эээ, не понятно.
Одна особенно: представь ствол дерева освещенный солнцем, из-за него вылезла когтистая лапа кота. Снято очень по-любительстки, никакой обработки, никакого света/цвета интересного... я поищу, кажется сохраняла даже себе. И вот, делюсь с подругой. Она в ответ: "Мне понравилась эта фотография У фотографа много друзей, конечно ) но при этом она не бездарная-по мне, так там по цветам все завязано неплохо и вообще такой момент поймать с кошаком на дереве... Но я понимаю, что этот наш обмен мнениями из серии, когда искусствовед (ты) разбирает в деталях картину-технику письма, смысловое наполнение, ещё какие там примочки я не знаю. А обыватель (я) смотрит и говорит: 'А чо, миленько'. Вот и весь его разбор" Я лично при этом ничего не вижу! И хочу ж увидеть!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account